Jan. 29th, 2020 04:31 pm
(no subject)
![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Обещанного, говорят, три года ждут? А тут пришлось ждать аж десять лет.
Десять лет назад Лувр начал подготовку к выставке по поводу 500-летия со дня рождения Леонардо: переговоры, уговоры, опять переговоры, политика кнута и пряника ("вы нам вашего Леонардо, а мы за это вам потом дадим нашего"; "ах не дадите? - ну тогда и не мечтайте получить наших Рафаэлей"). Представляю чего стоило все благополучно доставить, но факт, что эта эпическая, исторического значения выставка открылась, и что мы ее посмотрели.
Несмотря на то, что билеты были куплены на определенный час, дабы контролировать несметные толпы, там все равно было не протолкнуться. И кабы я была царицей, говорю я, как бывшая девица, то я бы на выставках запретила к чертовой матери фотографировать работы, вот что! Потому что всяк норовил щелкнуть каждую работу своим телефоном, что ужасно мешало другим подойти к работам и их спокойно рассмотреть. А вот зачем люди фотографируют работы, когда изображения есть не только в огромном и роскошкном каталоге, который продается и при входе и при выходе, но и совершенно бесплатно на интернете? Сдается мне, что это для все для Инстаграма от Гиппопотама.
А еще были такие, которые ходили с аудиогидом в руках, и тоже стояли столбом перед работами, о которых им этот гид талдычил. В общем, опять с ностальгией вспомнили старые добрые времена, когда Китай был красным и все сотни миллионов китайцев находились там, а не на выставке в Лувре.
Относительно же самой выставки, то туда привезли довольно много картин, учитывая, что их всего то и есть штук 25. Была там только одна, которую доселе я никогда не видела. A eще была одна, которую я в детстве видела часто, а потом мы надолго расстались. Она проживает где прежде, то я была далече, да. Но про картины часто говорят, что они, дескать, не совсем руки Леонардо: что часть была написана не им, а в студии ассистентами. Видимо, именно поэтому в Лувре была отдельная галлерея, где висели работы двух самых главных ассистентов Леонардо - Джоване Больтраффио и Марко Д'Оджоне. Настоящее великое произведение искусства во первых заранее, как магнит, притягивает к себе, а потом еще остается во внутреннем зрении, настолько велик его огонь. Ничего такого нет в работах двух ассистентов: посмотрели, отошли, и только подумали, что, пожалуй, они мешали краски и, может, грунтовали, но вот писали вместо Леонардо? - Нет.
А также на отдельной стене висит копия "Тайной Вечери" работы Д'Оджоне: трудно судить, насколько она близка к оригиналу в его изначальном виде. Одно могу сказать: ничего тайного, мистического, ничего захватывающего в этой работе нет. А вот оригинал, который я видела буквально за месяц то реставрации, в то золотое время, когда к нему можно было подойти чуть ли не вплотную, он даже в том плачевном виде с облупившейся краской и следами плесени, не отпускал от себя. В нем была тайна, и хотелось смотреть и смотреть, чтобы эту тайну разгадать.
Однако, многие картины не то, чтобы были написаны не Леонардо, скорее, их потом несколько переписали реставраторы. Но вот рисунки Леонардо, они, конечно, точно автографы. И рисунки свезли в Лувр отовсюду, включая огромное количество из великой Королевской Коллекции в Виндзоре. Поразительно, что даже в крошечных рисунках видна не просто рука Мастера, а ход его неутомимой мысли: на одном рисунке и крошечный эскиз к Битве при Ангиари, и какой то чертеж, и маленький анатомический набросок. И, как бы для того, чтобы специально показать разницу между рукой Леонардо и рукой ассистента в мастерской, на этом же листе бумаги видим грифельный набросок неуклюжего ангела с кривой рукой не в перспективе и неумело прорисованым лицом. Видно, Леонардо что-то пришло в голову и он схватил первый же клочок бумаги, так это и осталось для потомства.
В зале, где были записные книжки Леонардо, надо было чуть ли не локтями проталкиваться к витринам, но это стоило того не только ради того, чтобы увидеть его тщательные зарисовки тайных анатомических препараций, или же разработок артилерийских орудий. Все записи, как известно, Леонардо вел закодировано: так, чтобы их можно было прочесть только в зеркале. Но рядом со мной стояла немолодая пара, и жена спросила мужа: "А это на каком языке? -
На что он важно ей ответил: По гречески."

Когда мы вышли с выставки, мой муж сказал, что надо все таки навестить Джоконду. Она в выставке не участвует, а продолжает висеть на своем месте напротив "Свадьбы в Каннах Галилейских" Веронезе. Эти картины вечно на своих местах: одна, потому что ради нее приходит в Лувр не менее 50% посетителей. Другая потому, что она так огромна, что двигать ее опасно.
Я, конечно, всегда говорю, что нечего смотреть на Джоконду в Лувре. И как я была права! Очередь начинается прямо около "Канн Галилейских", причем перегородки точно как в Диснейленде. И еще стоит какой то вышибала: он погоняет толпу криками "On y va" и "People, let's go". Пипл, впрочем, не обращают внимания на такие мелочи перед Встречей с Прекрасным. Они, вооружившись телефонами, стоят в очереди, чтобы каждый смог сделать селфи с Лизой. Хоть к ней на три метра не подойти, и висит она высоко, для селфи это как раз замечательный ракурс. Так что я прямо у дверей с немым укором посмотрела на мужа, который только виновато пожал плечами.
